Летом педагоги организуют работу с учетом задач данного времени года. Главные из них – охрана здоровья и закаливание дошкольников. Однако не следует забывать о требованиях ФГОС ДО к образовательной деятельности. Их необходимо учитывать в течении всего учебного года, включая летний период, и отражать в плане работы.
КАКОВЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО
Среди основных целей – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, удовлетворять потребности в летнем отдыхе, творческой деятельности и движении.
ЗАДАЧИ:
§ Формировать у дошкольников привычку к здоровому и активному образу жизни, навыки безопасного поведения;
§ Развивать познавательную активность и интересы;
§ Прививать любовь к природе, воспитывать начальные экологические знания;
§ Повышать компетентность педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
§ Обеспечить методическую помощь при планировании и организации разных видов деятельности воспитанников в группе и на территории д/с
§ Повышать компетентность родителей в вопросах организации летнего оздоровления и отдыха детей;
§ Привлекать семьи воспитанников к участию в образовательной деятельности и реализации планов по оздоровлению и летнему отдыху детей в д/с;
Как соотнести эти цели и задачи с требованиями ФГОС ДО и отразить в плане летней оздоровительной работы? Остановимся подробнее на основных положениях Стандарта.
ЧТО ТРЕБУЕТ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные положения ФГОС ДО МОЖНО УСЛОВНО СГРУППИРОВАТЬ ПО НАПРВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: работа с детьми, взаимодействие с родителями, создание образовательной среды.
Так , в ходе образовательной деятельности с детьми педагоги должны:
§ Охватывать все направления развития и образования дошкольников(образовательные области);
§ Учитывать их индивидуальные и возрастные особенности;
§ Поддерживать инициативу в различных видах деятельности;
§ Формировать познавательные интересы и действия;
§ Создавать условия для личностного развития, позитивной социализации, развития способностей и творческого потенциала на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
§ Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
§ Формировать общую культуру личности, в т. ч. ценности здорового образа жизни, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ психолого – педагогическую поддержку и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Кроме того, педагоги должны вовлекать родителей в образовательную деятельность, в т .ч. посредством совместных образовательных проектов, учитывать потребности и образовательные инициативы семьи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОГЛАСНО ФГОС ДО – система условий социализации и индивидуализации детей. Она отражает этнокультурную ситуацию их развития, приобщает к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности воспитанников.
Педагоги должны поддерживать положительное отношение детей друг у другу, учить их взаимодействовать в разных видах деятельности, предоставлять им возможность выбирать материалы, виды активности, участников совместной деятельности и обобщения, обеспечивать эмоциональное благополучие.
Таких образом, на основании положений ФГОС ДО можно сформулировать принципы летней оздоровительной работы:
§ Поддержка разнообразия детства в летний период;
§ Учет возрастных и психофизиологических возможностей и особенностей детей;
§ Деятельностный подход к организации образовательного процесса;
§ Интеграция разных видов детской деятельности;
§ Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
§ Взаимодействие ДОО и семьи;
КАК ОТРАЗИТЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФГОС ДО в плане
Чтобы отразить положения ФГОС ДО в плане летней оздоровительной работы, не нужно менять его привычную структуру. Основные разделы плана совпадают с обозначенными направлениями и содержанием деятельности.
Традиционно план в летний период включает:
§ Организационно – методическую деятельность;
§ Физкультурно – оздоровительную работу;
§ Воспитательно – образовательную деятельность в возрастных группах;
§ Содержание психолого – педагогического сопровождения;
Раздел «Организационно- методическая деятельность» включает разные формы работы с педагогами. Это соответствует требованию повышать компетентность воспитателей в вопросах образования и охраны здоровья детей в летний период.
Раздел «Физкультурно – оздоровительная работа» предусматривает необходимые мероприятия, которые позволяют сохранять и укреплять физическое здоровье воспитанников, удовлетворять их потребность в движении, развивать двигательную активность.
Раздел «Воспитательно – образовательная деятельность» включает:
§ Перспективные планы развлечений и досуговой деятельности, которую осуществляют музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре;
§ Планы работы воспитателей в летний период, которые конкретизируются через темы образовательных проектов для каждой возрастной группы;
Воспитатели реализуют образовательные проекты четырех видов( исследовательский, практико – ориентированный, информационно – ориентированный, творческий).
Кроме того, данный раздел предусматривает все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную.
Раздел «Содержание психолого- педагогического сопровождения» содержит три основных направления деятельности с детьми, педагогами, родителями. Цели запланированных мероприятий – обеспечить эмоциональное благополучие детей в д/с, индивидуальный подход к каждому ребенку, оказать психолого – педагогическую помощь родителям.
Спланировать мероприятия, которые обеспечат психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса, создадут условия для социализации детей, их всестороннего развития.
Такой деятельный подход к планированию летней оздоровительной работы предоставит воспитателям всех возрастных групп возможность проявить педагогическое творчество, выбрать эффективные формы и методы работы, тему и содержание образовательных проектов, учесть образовательные потребности детей своей группы.
Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОО поможет укрепить физическое и психическое здоровье воспитанников, всесторонне их развивать, повысить компетентность родителей в вопросах организации летнего отдыха детей
Конструктор плана летней оздоровительной работы в ДОО
Раздел |
Направление деятельности |
Примерное содержание |
Физкультурно оздоровительная работа. |
Оздоровительные и закаливающие мероприятия. |
Прием детей, утренняя гимнастика на свежем воздухе.
Солнечные и воздушные ванны.
Длительное пребывание детей на свежем воздухе.
Соблюдение воздушного режима в помещении.
Полоскание горла, обширное умывание.
Дневной сон без маек, при открытых фрамугах.
Игры с водой на прогулках, подвижные и спортивные игры.
Ходьба босиком по «тропинке здоровья» на групповых участках по корригирующим и массажным коврикам в группе.
Пальчиковая гимнастика.
Песочная терапия: игры с песком.
Игры с оборудованием, повышающим двигательную активность(мячи, скакалки, городки, бадминтон, кегли и кольцебросы).
|
|
Физкультурные праздники и развлечения. |
Младшая группа: спортивное развлечение «Петрушка в гостях у малышей», физкультурное развлечение : «Мы растем сильными и смелыми».
Старшая группа: спортивный праздник ко Дню защиты детей «Непоседы», Неделя здоровья «Здоровье дарит Айболит»,
Все возрастные группы физкультурный праздник «Нептун в гостях у ребят».
Спортивно – музыкальный праздник «До свиданья, лето!» |
Воспитательно – образовательная деятельность в возрастных |
Организация детских видов деятельности (планы работы воспитателей). |
Беседы. Чтение художественной литературы и обсуждение сюжетов произведений.
Наблюдения в цветнике, мини- огороде, в природе.
Элементарный бытовой труд.
Экскурсии, целевые прогулки.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные, хороводные, развивающие игры.
Конкурсы на лучшую постройку из песка, конкурс детских рисунков.
Музыкальные праздники и развлечения.
Самостоятельное творчество.
|
|
Образовательные проекты. |
Информационно – ориентированные: «Моя малая Родина», «Профессии людей Сахалина»
Исследовательские: «Песочные сказочки – водные загадочки», «Мир животных, рыб и насекомых».
Творческие: «Волшебные краски», «Край наш Сахалинский»
Практико – ориентированные «Наша дружная семья», «Традиции и быт Сахалина»
Психолого- педагогический образовательный «Адаптация с улыбкой» |
|
Праздники и развлечения
(план мероприятий) |
Младшая группа: «Петрушка-веселая игрушка», «Волшебный сундучок», «Солнышко – ведрышко».
Старшая группа: «Кукольный театр «Теремок»», праздник Нептуна, концерт «Алло, мы ищем таланты». |
Содержание психолого- педагогического сопровождения |
Работа с детьми. |
Игры адаптационного периода.
Социально –коммуникативное развлечение «Хорошо играть с друзьями», «Час общения», «Давайте познакомимся»». |
|
Взаимодействие с семьей. |
«Педагогическая гостиная» по теме: «Как облегчить процесс привыкания ребенка в д/с»,
Анкетирование родителей «Ваш ребенок идет в ДОО».
Памятки – буклеты «Адаптация с улыбкой», «Тревога при расставании».
Консультативный материал в «летние уголки» для родителей;
«Психологический комфорт вашего ребенка», «Секреты психологии успеха. Десять «других» слов при общении с ребенком» |
|
Организационная работа. |
Контроль за ходом адаптации, ведение адаптационных листов на каждого ребенка. |
Организация летних тематических недель в ДОО.
СКОЛЬКО СВЕТА! СКОЛЬКО СОЛНЦА!
СТОЛЬКО ЗЕЛЕНИ КРУГОМ!
НАСТУПИЛО СНОВА ЛЕТО.
И ТЕПЛО ПРИШЛО К НАМ В ДОМ.
Летний период предоставляет большие возможности для создания в дошкольной образовательной организации благоприятных условий для разностороннего развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья, формирование познавательного интереса и экологической культуры.
В летний период дети много времени проводят на улице. Поэтому важно так организовать их пребывание в ДОО, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодов из их жизни еще долго радовали дошкольников.
Основной задачей педагогов при этом является удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности, движении. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая продолжительность сна и других, видов отдыха. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны воспитанников, имеют развивающую и воспитательную функции проводятся в эмоционально привлекательной форме.
Основные задачи:
§ Создание комфортных условий для обеспечения охраны жизни и здоровья дошкольников, снижения заболеваемости и предупреждения детского травматизма.
§ Организация мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их духовно- нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно- гигиенических и трудовых навыков;
§ Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы с воспитанниками, мотивации на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников;
§ Привлечение семей воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе сотрудничества.
Приоритетными направлениями работы ДОО в летний период являются:
§ Физкультурно – оздоровительное;
§ Познавательно – исследовательское
§ Культурно – досуговое;
В ходе проведения тематических дней посредством организации различных видов детской деятельности реализуется содержание всех пяти образовательных областей, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: «социально- коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
Все это дает возможность детям и взрослым не просто познакомиться с неизвестными им раннее явлениями, узнать новую информацию, чему-то научиться, но и прожить день в атмосфере определенного события , праздника.
Структура тематического проекта предполагает субьект – субьектный характер взаимодействия участников, что позволяет развить у воспитанников познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. В ходе реализации тематического проекта педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности как с учетом необходимости решения проблемы по теме проекта, так и с учетом задач личностного роста и развития воспитанников.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между воспитанниками разных групп, воспитателями , родителями, специалистами дошкольных групп. Они могут быть проведены в разных формах игры- путешествия, экспериментирования, продуктивная деятельность, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии и др.
Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно. Во- первых решается познавательная задача в зависимости от темы редели мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем в ходе непосредственно- образовательной деятельности, что способствует более эффективному его усвоению.
Во – вторых раскрывается социальный аспект педагогического процесса: это взаимодействие воспитанников разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но прежде всего как непосредственных участников мероприятий. Ну и конечно же силами взрослых и детей реализуется развлекательная задача.
В завершении каждого тематического периода организуется итоговое мероприятие – праздник, развлечение, выставка, театрализованная постановка, в рамках которых осуществляются обобщение и систематизация полученных детьми впечатлений, опыта, применение освоенных ими умений.
Планируя досуг детей в летний период, важно наполнить его полезным содержанием, яркими эмоциями, а главное заботой об их физическом, умственном, нравственном, эмоциональном развитии.