Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей.

 

МБОУ СОШ с. Шебунино

Невельского района

Сахалинской области

ВНИМАНИЕ!!!

НАШ САЙТ ДОСТУПЕН ПО НОВОМУ АДРЕСУ>>>

Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей.

 

 

 

 

   Часто от педагогов можно услышать, что диагностика детей и заполнение карт развития отнимает много времени. Чтобы минимизировать временные затраты на педагогическую диагностику детей в конце учебного года, проводить в ходе комплексных занятий. Для этого в сценарий занятия для диагностики и оценить уровень развития дошкольников по всем направлениям.

 

Какие требования к диагностике детей предъявляет ФГОС

 

   Педагогическая диагностика согласно ФГОС – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги прослеживают динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе.

   В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую  работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы дошкольной организации. Таким образом, диагностика инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка.

   Основной метод, который воспитатели применяют для диагностики развития детей, - метод педагогических наблюдений. В ходе диагностики педагог наблюдает за детской игрой, разнообразной деятельностью дошкольников, обращает внимание на показатели, которые сформулированы в диагностических картах.

   Педагогические наблюдения можно проводить в ходе организованной образовательной деятельности с детьми, на прогулке, во время самостоятельной деятельности дошкольников. Но целесообразнее наблюдать за детьми в ходе занятия, сценарий которого предусматривает решение конкретных диагностических задач.

 

Рекомендации, как проводить педагогическую диагностику

 

    1.Определяйте в процессе диагностики достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития.

    2.Минимизируйте трудовые затраты – используйте низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.).

    3.Избегайте высоко формализованных методов диагностики (тестов, проб, аппаратурных методов и др.).

    4.Фиксируйте результаты диагностики по каждой образовательной области в диагностических картах.

 

Как разработать сценарий занятия для диагностики

 

   Самая популярная классификация занятий с детьми дошкольного возраста принадлежит С. А .Козловой. В основе этой классификации – диагностические задачи. В зависимости от задач автор выделяет: занятия, на которых дети усваивают новые знания и умения или закрепляют ранее приобретенные, занятия по творческому применению знаний и умений. Также в эту классификацию входят комплексные занятия, когда педагог одновременно решает несколько задач по направлениям развития (образовательным областям), и интегрированные занятия, которые включают содержание из нескольких разделов обучения.

   Согласно этой классификации занятия для диагностики детей можно отнести к комплексным. Так как в ходе этих занятий педагог помимо задач по усвоению, закреплению и творческому применению детьми новых знаний, или традиционных обучающих, воспитательных и развивающих целей ставит также задачи оценить уровень индивидуального развития детей по определенным направлениям. Такие занятия можно  условно можно назвать «диагностическими», поскольку в педагогической литературе данное понятие не определенно.

   Чтобы разработать сценарий «диагностического» занятия, воспитателю следует придерживаться алгоритма – на схеме слева. В очередь он должен сформулировать обучающие, воспитательные и развивающие цели. Эти цели должны соответствовать содержанию ОП, которую реализует дошкольная организация. В соответствии с поставленными целями воспитатель определяет показатели диагностики – не более 4-5 для одного занятия.

 

Алгоритм, как разработать сценарий «диагностического» занятия

 

1-й шаг

   Сформулируйте обучающие, воспитательные и развивающие цели в соответствии с содержанием образовательной программы своей дошкольной организации

 

2 – й шаг

   Определите не более 4-5 показателей диагностики в соответствии с поставленными целями и сформулируйте диагностические задачи.

 

3 – й шаг

   Включите в сценарий занятия задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности

 

4 – й шаг

   Подготовьте (подберите) для занятия диагностическую карту и выделите в ней показатели диагностики уровень развития, которых вы хотите отследить.

 

5- й шаг

   Напишите, какие материалы вам понадобятся для выполнения заданий.

Например, на занятии по ФЭМП педагог ставит обучающую цель – закрепить  у детей знания чисел второго десятка. Согласно этой цели определяет  показатель – «у ребенка развиваются способности к пониманию механизма образования и названия чисел второго десятка, количественному и порядковому счету до 20, соотнесение числа и количества.

   Также в сценарий «диагностического» занятия нужно включить задания, в которых дети продемонстрируют диагностические способности. Эти задания могут затрагивать развития детей воспитатель может поставить диагностические задачи по речевому и социально – коммуникативному развитию.

   Например, в процессе конструктивной или продуктивной деятельности педагог может продиагностировать речевое развитие детей (описание замысла, рассказ о своей деятельности), в совместной экспериментальной деятельности – социальные навыки конструктивного взаимодействия, обсуждения общего замысла, анализ результатов эксперимента.

 

Как проводить «диагностическое» занятие

 

   Для «диагностического» занятия педагог самостоятельно готовит или подбирает диагностическую карту, в которой выделяет показатели диагностики, развитие которых он хочет отследить.

 

По каким направлениям развития детей проводить педагогическую диагностику

 

1. Познавательное развитие:

u     Расширение кругозора детей

u     Развитие элементарных математических представлений

u     Развитие конструктивной деятельности

2. Социально – коммуникативное развитие ( в том числе игровая деятельность)

3. Речевое развитие.

4.Художественно – эстетическое развитие:

u     Художественное творчество;

u     Музыкальное развитие;

5.Физическое развитие: развитие основных движений.

Если «диагностическое» занятие предусматривает достаточно большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия. Если занятие динамично, педагог может делать отметки в диагностической карте сразу же после занятия.

 

 

 

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений

 

«Цветик – многоцветик» для диагностики познавательного (РЭМП),

речевого, социально – коммуникативного, физического развития детей старшего дошкольного возраста.

 

Цели:

 

§  Образовательные:

u Закрепление знание цифр;

u Закрепить знание порядка следования чисел в натуральном ряду;

u Развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах10(20);

 

§  Развивающие :

u Развивать способности детей к использованию обобщающих понятий «деревья», «кустарники», «травянистые растения»;

u Развивать логическое мышление детей, их творческое воображение;

u Формировать навыки поисковых действий;

u Развивать мелкую моторику, навыки действия по образцу;

 

§  Воспитательные:

u Воспитывать социальные навыки детей, умение работать в команде.

 

§ Диагностические задачи:

 

§  Диагностировать уровень познавательного развития по показателям:

u Ребенок способен к использованию обобщающих понятий, у него развивается умение дифференцировать их;

u Ребенок знает порядок следования чисел в натуральном ряду в пределах 10(20)- прямой и обратный;

u У ребенка развиваются возможности к использованию цифр для обозначения количества;

u У ребенка формируются способности к поисково-экспериментальной деятельности(нахождение способа счета по кругу

 

§  Диагностировать уровень социально- коммуникативного развития по показателям

сформированности социальных навыков:

u Активного или включенного слушания- ребенок учится внимательно выслушивать всех участников разговора, дискуссии, игры;

u Включения в групповую работу – ребенок овладевает способностью взаимодействовать со сверстниками в общей деятельности в одном темпе со всей группой.

 

u Диагностировать уровень речевого развития детей по показателю «ребенок способен

выстраивать высказывания типа рассуждений»;

u Диагностировать умение заштриховывать изображение, выполняя штриховку в одном направлении,

не выходя за границы контура.

 

Материалы:

§  Карточки для игры «Найди свою группу» с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав.

§  Лист формата А4 с изображением различных цветов,

пронумерованных числами от 1 до 10(20)- для четырех подгрупп;

 

§  Цветик – многоцветик с десятью разноцветными съемными лепестками;

 

§  Цветы из бумаги, в середине которых написаны цифры от 0 до 9 – по количеству детей;

 

§  Образцы для повторения(рисования по клеточкам)- в рабочих тетрадях и

ли на листах бумаги в клеточку – для каждого ребенка;

 

§  Простые карандаши – для каждого ребенка, фломастеры – по одному на подгруппу;

 

§  Логические таблицы, в которых необходимо найти, недостающий элемент по двум признакам,

и набор элементов для дополнения таблиц – на 4 подгруппы.

 

Примерная организация образовательной деятельности

 

Часть 1. Введение в тему занятия. Игра «Найди свою группу»

   Воспитатель: Ребята, возьмите по одной карточке с картинками со стола и внимательно рассмотрите их (карточка лежит картинкой вниз). Разделитесь на четыре группы и придумайте название своей группы. (дети делятся на группы). По какому принципу вы объединились в группы и как назвали свои группы?

   Карточки с картинками:

·       Береза ,дуб, клен, рябина, липа – дети с этими карточками образуют группу «Лиственные деревья»;

·       Сосна, ель обыкновенная, голубая ель, лиственница, кедр – дети с этими карточками образуют группу «Хвойные деревья»;

·       Смородина, акация, сирень, крыжовник, жасмин – дети с этими карточками образуют группу « Кустарники»;

·       Ромашка, колокольчик, одуванчик, клевер, василек – дети с этими карточками образуют группу «Цветы».

   Примечание: в этой части занятия диагностируется умение использовать обобщающие понятие, а также речевые способности детей к построению высказываний типа рассуждений для пояснения своего мнения.

 

Часть 2. Прогулка по цветочному лугу.

   Далее каждая подгруппа детей работает за своим столом с планами- картами.

   Планы карты вложены в прозрачные папки- файлы. По ним можно рисовать фломастерами. После занятия след от фломастера можно стереть влажной фланелевой салфеткой и снова использовать файлы

   Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня совершить прогулку по цветочному лугу. Для этого  нам нужно продолжить маршрут. Давайте воспользуемся картой. На карте нарисованы цветы, около каждого цветка – число. Посмотрите внимательно, какого цвета цифры на вашей карте. Если цифры красные вы должны проложить тропинку по порядку следования чисел от 1 до 20. Если синие – тропинка пройдет в обратном порядке от 20  до 1.

Вариант заданий для подготовительной группы.

·       Если цифры зеленые – дети ведут тропинку по четным числам от 2 до 20

·       Если цифры коричневые – дети прокладывают тропинку по нечетным числам от 1 до 19

   Воспитатель прикрепляет на магнитную доску цветик многоцветик с десятью съемными разноцветными лепестками

   Примечание: после того как все маршруты проложены, воспитатель закрепляет рабочие карты. Получается единая карта, в центре которой помещается цветик- многоцветик с десятью съемными разноцветными лепестками. При выполнении этого задания диагностируется знание детьми цифр, прямого и обратного порядка следования чисел в натуральном ряду.

 

Часть 3. Счет по кругу начало отсчета

   Воспитатель: Тропинки привели нас к необыкновенному цветку. Все лепестки у него разных цветов. А сколько их всего? Давайте попробуем посчитать. Кто из вас пересчитывает лепестки?

   Педагог приглашает по очереди 2-3 детей для пересчета. Спрашивает у каждого, как он считал, откуда начинал отсчет.

   Если результаты у детей получились разными, задает вопрос.

   Воспитатель: Как вы думаете, почему результаты получились разными? Кажется, никто не ошибся, все считали правильно. В чем же дело? Дело в том, что когда мы считаем предметы, расположенные в ряд, мы знаем, что начинать надо с первого в ряду. А с какого предмета начинать, если они расположены по кругу? Ведь здесь нет ни первого, ни последнего. Давайте придумаем метод счета по кругу.

   Дети предлагают варианты как считать по кругу. В конце короткого исследования педагог поможет им сформулировать вывод.

   Воспитатель: Да, мы должны сами ответить, какой лепесток будет первым. Пусть это будет красный лепесток.

   Воспитатель предлагает детям начать отсчет с синего, желтого, лилового лепестка.

   Дети убеждаются, что результат счета по кругу всегда получается одинаковым, независимо от начальной точки отсчета.

   Примечание: При выполнении этой части занятия воспитатель диагностирует способности детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Часть 4. Игра для развития внимания детей.

 

   Далее воспитатель готовит для игры лепестки, которые можно легко прикрепить к середине и так же легко отстегнуть от нее, например: на портновской ленте-липучке.

   Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем от подсчетов и поиграем в игру «Какого лепестка не стало?». 

   Внимательно посмотрите на цветик- многоцветик, запомните расположение лепестков. Теперь крепко зажмурьтесь.(убирает один из лепестков). Какого  лепестка не стало?

Усложненный вариант игры:

   Педагог меняет два лепестка местами и просит детей сказать, что изменилось. Для этого варианта игры лепестков должно быть 7-8.

   Примечание: за правильный ответ педагог выдает детям фишку(счетные палочки, геометрические фигуры и т. п.). Игру можно организовать как командную, тогда после ее окончания посчитайте фишки, которые получит каждая команда.

 

Часть 5. Развитие мелкой моторики.

   Педагог предлагает детям выполнить задание на развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости умения повторить, заданный узор. Для этого задания нужны образцы узора, выполненного или в рабочих тетрадях, или на листах бумаги в клетку- для каждого ребенка.

   Воспитатель: Следующее наше задание тоже попало к нам прямо с цветочного луга. Возьмите простые карандаши и продолжите предложенный вам узор до конца строки. Обратите внимание на то, каким должно быть расстояние между цветками.

   Примечание: При выполнении этой части занятия педагог диагностирует развитие мелкой моторики руки и сформированность  умения действовать по образцу. Пример узора, орнамента, который необходимо продолжить.

 

Часть 6. Решение логических таблиц.

Педагог готовит логическую таблицу и несколько готовых элементов, которые можно вставить в пустую клетку.

   Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам командное соревнование. Задания для него- тоже с весеннего цветущего луга. Это хорошо известные вам логические таблицы. Одна клетка в них пустая .Вы должны решить, какого именно цветка недостает в вашей таблице. Условие такое: ни в одной строке, ни в одном столбце таблицы не должно быть двух одинаковых цветов. При определении победителя я буду учитывать правильность решения, четкое объяснение, быстроту выполнения задания.( Дети выполняют задание). Лепестки могут быть желтого, лилового и розовых цветов. В нижней строке недостает цветка с розовыми лепестками. Сердцевины цветков могут быть красного, зеленого и синего цветов. В нижней строке и среднем столбце нет цветка с красной сердцевиной. В результате в пустую клетку мы должны поместить цветок с розовыми лепестками и красной сердцевиной.

   Примечание: При объяснении дети должны четко выделить два признака, которыми отличаются цветки в таблице: цвет лепестков и цвет сердцевины. В этой части занятия диагностирует уровень развития логического мышления детей, их умение строить высказывания типа рассуждений, делать выводы.

 

Часть 7. Подведение итогов занятия.

   Воспитатель: наше занятие заканчивается. Давайте подведем итоги нашей работы в командах. Подсчитайте все заработанные фишки .(Дети считают). Теперь подумайте и ответьте, почему именно эта команда заняла первое место. (Дети отвечают, например: работали дружно, легко договорились друг с другом, каждый внес свой вклад – быстро и качественно выполнялись и коллективные, и индивидуальные задания.)

   Примечание: В этой части занятия педагог диагностирует способность детей к адекватной самооценке своей работы, своего вклада в общее дело.

 

 

Конспект занятия по лепке «Малиновка в гнезде»

Для диагностики художественно – эстетического и речевого развития детей старшего возраста.

Цели:

§  Образовательные:

u  Развивать навыки лепи из целого куска пластилина;

u  Развивать навыки лепки фигурки из составных частей, плавного и прочного соединения этих частей с помощью примазывания;

u  Учить новому приему плетения из пластилина

u  Развивать навыки смешивания пластилина разных цветов для получения нужного оттенка;

u  Развивать навыки нанесения полос, вмятин стекой для создания выразительного изображения;

§  Развивающие: развивать творческое воображение и фантазию;

§  Воспитательные: воспитывать культуру совместной и индивидуальной работы.

Диагностические задачи:

§  Диагностировать уровень художественно- эстетического развития детей по следующим показателям:

u  Ребенок овладевает различными способами лепки( скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.,) и умением их творчески комбинировать;

u  У ребенка развивается способность самостоятельно выбирать и выполнять приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно – прикладного искусства  или по собственному замыслу);

§  Диагностировать уровень речевого развития детей по показателю «ребенок способен составлять краткие описательные рассказы».

Материалы:

§  Пластилин, стеки, дощечки или клеенки для лепки;

§  Бросовый и природный материал, сложенный в отдельные коробочки: перышки, обрезки ниток, мох, сухая трава и т.п.;

§  Фотоиллюстрации или картинки с изображением малиновки.

 

Примерная организация образовательной деятельности.

Часть 1. Введение в тему занятия, объяснение приемов работы. Лепка птицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам  о малиновке. Это маленькая птичка,  по строению тела похожа на воробья. Но окраска у нее другая: главная отличительная черта птички, благодаря которой она поучила свое название, - красные или малиновые грудь и горлышко .Поэтому малиновку еще называют зарянкой. У этой птички веселый характер, она проворна и хорошо летает. Она прилетает к нам в начале марта, как вестница весны. Свое гнездо она устраивает на земле ли невысоко на ветвях кустарников в траве. Песенка у малиновки нежная, мелодичная. Предлагаю вам слепить из пластилина малиновку, которая высиживает яйца на гнезде. (Показывает детям малиновку.) Давайте рассмотрим ее изображение и попробуем описать; ярко – красная или малиновая верхняя часть груди и часть головы, бело – желтая нижняя часть туловища, коричневые спинка, крылышки и хвост

Дети рассматривают изображение малиновки и составляют описание ее частей.

Воспитатель: А теперь давайте слепим фигурку птички из пластилина основного цвета, к которому потом прикрепим, примажем детали другого цвета. Основу в форме яйца слепим из бело- желтого пластилина. Так как пластилина такого цвета в коробке нет, нужно его сделать. Вы помните, как можно получить, двухцветный пластилин? (Дети отвечают.) Для этого возьмите по кусочку желтого и белого пластилина, разомните их вместе, сжимая пальцами, перемешивая цвета.

Дети смешивают пластилин двух цветов, лепят туловище малиновки.

Воспитатель: Туловище мы вылепили. Теперь слепим другие части тела – голову, крылья, хвост. Они аккуратно примазываются к туловищу. Затем на спинку наносится тонким слоем коричневый  пластилин, на верхнюю часть грудки и переднюю часть головы намазывается тонким слоем красный или малиновый пластилин. Из такого  же пластилина сделаем небольшой клюв. На крыльях и хвосте можно сделать насечки с помощью стеки, чтобы обозначить перышки. Из черного пластилина слепим глазки. Их также можно сделать из мелких бусин, бисера.

Дети лепят мелкие детали птички.

 

Часть 2. Гнездо.

Воспитатель: Теперь предлагаю сплести гнездо из пластилина. Для этого нужно сделать два тонких и длинных жгутика, соединить два их конца, а другие концы переплетать между собой, как будто у вас в руках нитки. Сделайте несколько тонких косичек, а потом завейте из них спираль, постепенно расширяя ее. Гнездо должно быть подходящего размера для вашей малиновки.( Дети делают гнездо). Последний этап – в гнездо надо положить несколько яиц. Они лежат на подкладке из перышек, пуха, мха, сухих травинок. Такую подкладку вы можете смотреть из бросового материала, который лежит на моем столе.

 

Дети самостоятельно выбирают, что из предлагаемого им нужно.

Яйца делают из лесных орехов, фундука, желудей округлой формы или лепят из пластилина.

 

Часть 3. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Какие красивые птички у вас получились, ребята! Расскажите нам о своих поделках – составьте короткий рассказ.

Примечание: Педагог оказывает детям помощь только тогда, когда они сами о ней попросят. Данное занятие предусматривает большой объем самостоятельной продуктивной деятельности детей, поэтому воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия.

 

 

Конспект занятия по развитию речи «Сказки о животных»

Для диагностики речевого , социально – коммуникативного

и физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

§  Образовательные:

u  Закрепить названия домашних животных и их детенышей (словарная работа), названия профессий людей, которые за ними ухаживают (словообразование);

u  Закреплять знание гласных и согласных звуков (обучение грамоте);

u  Развивать связную речь детей, учить строить высказывания типа рассуждений, составлять связный рассказ по серии картинок;

§  Развивающие:

u  Развивать навыки взаимодействия в команде при составлении совместного рассказа;

u  Развивать навыки культурного выражения своего мнения;

u  Развивать мелкую моторику;

§  Воспитательные:

u  Развивать коммуникативные навыки детей, их умение находить свое место в группе;

u  Формировать навыки самооценки.

Диагностические задачи:

§  Диагностировать уровень речевого развития по показателям;

u  В словаре ребенка есть обобщающие наименования «дикие и домашние животные»; наименования домашних животных и их детенышей;

u  Ребенок овладевает способностью к словообразованию по образцу;

u  У ребенка развивается способность согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

u  У ребенка развиваются возможности к коллективному рассказыванию по серии картин;

§  Диагностировать уровень социально – коммуникативного развития детей по показателям сформированности социальных навыков:

u  Активного или включенного слушания – ребенок учится внимательно выслушивать всех участников  разговора, дискуссии, игры;

u  Включения в групповую работу – ребенок овладевает способностью взаимодействовать со сверстниками в общей деятельности в одном темпе со всей группой;

u  Выражения и отстаивания своего мнения культурным способом – ребенок учится спокойно(без крика) и доказательно формулировать свое мнение, обосновывать свою позицию;

§  Диагностировать умение заштриховывать изображение: выполнять штриховку в одном направлении и не выходить за границы контура.

Материалы для занятия:

u  Карандаши, цветные карточки;

u  Картинка из фрагментов ( формат не более 10 х 15 см). Каждый фрагмент имеет обозначение – на данном занятии это буквы и цифры. Дети раскрашивают фрагменты в определенной последовательности и получают целостное изображение какого-то  домашнего животного ( например, свинки);

u  Картинки с изображением домашних животных и их детенышей ( по одной на каждого ребенка);

u  Картинки  с изображением фрагментов известных детям сказок (например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Лиса и волк», «Мужик и медведь»).

 

Примерная организация образовательной деятельности

 

Часть 1. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Для сегодняшней встречи, ребята, я подготовила волшебные картинки. Они лежат на ваших столах. Все фрагменты картинок, на которых написаны согласные буквы, нужно раскрасить голубым цветом. Те фрагменты, на которых написаны гласные буквы, раскрасьте, пожалуйста, зеленым цветом. Теперь раскрасьте розовым карандашом те фрагменты, на которых написаны цифры.

 

Все задания воспитатель дает постепенно: сначала дети раскрашивают  все фрагменты, которые должны быть голубыми, и только потом берут в руки зеленые и розовые карандаши.

Примечание: после выполнения задания на рисунках у детей получаются поросята( или другие домашние животные). По своим рисункам дети смогут сделать вывод, о ком пойдет речь на этом занятии, - о домашних животных. По итогам этой части занятия воспитатель оценивает умение детей заштриховывать изображение: выполнять штриховку в одном направлении и не выходить за границы контура. Чтобы сохранить динамику занятия, педагог должен делать пометки в диагностической карте сразу же после окончания занятия.

 

Часть 2. Профессии.

Воспитатель: Итак, мы продолжаем наш разговор о домашних животных . Ребята, вы знаете, животных, содержат в отдельных больших помещениях. В этих помещениях может быть не одно домашнее животное, а много. Ухаживают за домашними животными специальные люди .Вы  знаете, как называются их профессии?

Список профессий:

1. Профессия человека, который ухаживает за коровами, называется – скотник.

2. Доит коров, получая молоко, - доярка или дояр.

3. Ухаживает за лошадьми – конюх.

4. Ухаживает за телятами – телятница.

5. Ухаживает за свиньями и поросятами – свинарка.

6. Всех этих людей можно объединить одной профессией – животновод

7. Пасет животных на летнем пастбище – пастух.

8. Ухаживает за домашними птицами – птичница.

9. Лечит животных – ветеринар.

 

Примечание: При проведении этой части занятия воспитатель дает детям возможность высказаться и поправляет их только при необходимости. По окончании занятия воспитатель делает пометки в диагностической карте.

 

Часть 3.Игра « Найди свою группу»

Цели: развивать у детей социальные навыки, умение находить свое место в группе; активизировать речь.

 

Воспитатель раскладывает на столе картинки лицевой стороной вниз.

На них изображены: кошка, котята, собака, щенки, корова, бык, теленок или телята, конь, лошадь и жеребенок (жеребята), коза, козел и козленок (козлята), овца и ягнята(ягненок), крольчиха и крольчата (крольчонок),курица, петух и цыплята, утка и утята).

Количество картинок должно соответствовать количеству детей.

Воспитатель: Возьмите в руки по одной картинке. Посмотрите на картинки других детей и объединитесь в группы по какому – то одному признаку. Скажите, почему вы так объединились.

 

Дети объединяются в группы и формируют принцип, по которому они объединились .Воспитатель поправляет детей, помогает им с формулировками.

Воспитатель: Миша, почему ты выбрал эту группу?

Миша: у ребят в этой группе картинки с коровой и телятами. А на моей картинке бык. Он из коровьей семьи. (Дети чаще говорят: Он муж коровы и папа теленка»). Значит у нас получается целая семья.

 

Воспитатель может подсказать слова для формулировки вывода:

«Значит, следовательно, поэтому».

 

Воспитатель: Валя, почему вы объединились в эту группу?

Валя:               Мы объединились в группу, потому что у нас у всех

                         картинки с детенышами животных.

Воспитатель: Молодцы, а теперь подумайте, можно ли объединиться

                        по- другому.

Примечание: после того как дети объединились в группы, воспитатель предлагает им подумать, можно ли объединиться по- другому. Допустим, сначала дети объединились по- другому. Допустим, сначала дети объединились на основе принадлежности животных к одной семье.

u  Бык – корова-теленок (телята);

u  Петух – курица – цыпленок (цыплята);

u  Коза - козел- козлята;

u  Гусь – гусыня – гусята;

u  Кошка – котята и т.д.

После предложения воспитателя могут получиться три группы: в первой – козел, бык, петух, гусь, во второй – коза, курица, корова, кошка, гусыня, в третьей – их детеныши. Может быть, дети объединяться в две новые группы; в первой – взрослые животные, во второй – малыши- детеныши. А может быть, в первой группе будут домашние птицы, во второй – домашние животные. Главное в этой части  занятия для воспитателя – активизировать речь детей. Также важно учить их строить высказывания типа рассуждений, так как эти высказывания – наиболее сложная форма связной речи. Таким образом, воспитатель решает три задачи:

u  Обучает детей связным рассуждениям, которые состоят из тезиса, доказательства и выводов;

u  Формирует умения выполнять существенные признаки предметов, чтобы доказать выдвинутые тезисы;

u  Учит использовать различные языковые средства для связи смысловых частей – «потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»;

u  Учит употреблять при доказательстве слова «во- первых», «во – вторых».

 

Часть 4. Расскажем сказку вместе.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что русский народ всегда очень ценил домашних животных. Их даже сделали героями сказок. Давайте вместе вспомним, в каких русских народных сказках участвуют домашние животные и чем они помогают людям.

 

Дети называют сказки, которые они знают

(например, «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко»).

 

Воспитатель: Давайте и мы с вами придумаем сказку. Придумывать мы ее будем вместе в тех группах, в которых вы объединились. У вас на столах лежат картинки, на них – фрагменты разных сказок. Пожалуйста, возьмите каждый по одной картинке.

 

Дети каждой группы рассматривают картинки,

которые им достались.

 

Воспитатель: Разложите картинки в том порядке, в котором считаете нужным, и придумайте новую сказку по этим картинкам. Подумайте хорошенько, посоветуйтесь, как лучше разложить картинки, чтобы сказка получилась складной, интересной. Сказку вы должны рассказать вместе, по очереди. Начинает тот, чью картинку вы поставили на первое место.  Продолжает тот, чья картинка – вторая, и так далее по очереди.

 

Все группы детей рассказывают и слушают сказки.

Затем воспитатель предлагает с помощью цветных карточек или карточек с изображением цифр от 1 до 5 оценить сказку каждой группы.

Воспитатель: Ребята, по – моему, у вас получились очень интересные сказки. Я хочу, чтобы вы оценили свои придумки. Каждой группе я выдаю цветные карточки, на которых на которых обозначены баллы от 1 до 5. Как вы думаете, какой оценки заслуживает сказка первой группы? Посоветуйтесь и решите. Вы должны дать от своей группы одну коллективную оценку.

 

Воспитатель подсчитывает общее число баллов,

которые заработала каждая группа, в том числе те баллы,

которые получили на каждом этапе занятия. Затем воспитатель подчеркивает, что наилучших результатов добилась группа, в которой дети работали слаженно это и будет подведением итогов занятия.

 

 

 

Воспитатель: Вы все молодцы. Лучших результатов добилась та группа, в которой дети работали слаженно, и каждый стремился внести вклад в общее дело.

 

Конспект занятия по развитию конструктивной деятельности «Букет» для диагностики познавательного, речевого, художественно- эстетического и социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

(конструирование из природного и бросового материала)

Цели:

§  Образовательные:

u  Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им, что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по- своему;

u  Учить детей создавать разнообразные поделки из природного или бросового материала;

u  Учить создавать красивые композиции, комбинируя разнообразные материалы;

§  Развивающие: развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира;

§  Воспитательные:

u  Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из засушенных или живых цветов, веток растений, причудливых сучков;

u  Воспитывать социальные навыки, умение работать в команде.

Диагностические задачи:

§  Диагностировать уровень сформированности конструктивной деятельности и овладения способностями:

u  Проводить анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания»,

u  Изменять пространственное положение материала;

u  Использовать прием добавления деталей или удаления лишнего;

u  Самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы;

u  Подбирать необходимый для конструирования материал;

§  Диагностировать  уровень художественно – эстетического развития детей по следующим показателям:

u  У ребенка формируются простейшие обобщенные способы построения образа: пространственное изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных частей по отношению друг к другу;

u  Ребенок овладевает композиционными умениями располагать предмет на листе с учетом его пропорций;

u  У ребенка развивается способность формировать замысел, умение действовать в соответствии с ним, определяя последовательность действий, композицию.

§  Диагностировать уровень социально – коммуникативного развития детей по показателям сформированности навыков включения в групповую работу – ребенок овладевает способностью взаимодействовать со сверстниками в общей деятельности в одном темпе со всей группой.

§  Диагностировать уровень речевого развития детей по показателю: ребенок способен составлять краткие описательные рассказы, рассказать о своем замысле, о том, что получилось и не получилось в работе.

Материалы:

u  Картон и цветная бумага;

u  Засушенные цветы травы, листья и семена растений;

u  Перья, кусочки ваты и поролона; пробка цилиндрической формы, разрезанная на круглые пластины толщиной 5-7 мм.

u  Скорлупки от грецких орехов;

u  Проволока в пластиковой оплетке, пластилин и клей ПВА;

u  Ножницы, клеенки;

u  Шило  (у воспитателя);

u  Несколько готовых работ для показа детям;

u  Краски и кисти.

 

Все материалы разложены в красивые коробочки и находятся на столе у воспитателя, на рабочих столах у детей – клеенки, клей, ножницы.

Дети сами выбирают нужные им для работы материалы.

 

Примерная организация образовательной деятельности.

 

Часть 1. Введение в занятие и объяснение приемов работы.

Воспитатель: сегодня я хочу вам рассказать о японском искусстве аранжировки цветов и составление букетов. Оно называется икебана. Слово «икебана» в переводе с японского означает «помочь цветам проявить себя». Японцы считают, что не существует цветов и вообще растений некрасивых, каждое прекрасно по- своему. Мы с вами, ребята, смогли в этом убедиться, когда рассматривали травы и цветы, которые растут на нашем участке. Какие цветы вы запомнили? (Дети отвечают). Вы любите цветы?

 

Дети отвечают, рассказывают,какие цветы им нравятся.

 

Воспитатель: конечно, живые цветы прекрасны. Мы можем любоваться ими, когда они растут на земле, на клумбе, в цветочных горшках или в букете. Но в букете цветы стоят недолго, они быстро вянут, гибнут. Поэтому сегодня я предлагаю вам сделать букет, который никогда не завянет. Мы сделаем цветы из засушенных листьев и семян, перьев, ваты, поролона, бумаги. Посмотрите, я принесла вам несколько поделок, которые сделали другие воспитанники.

 

 

Воспитатель демонстрирует детям поделки из цветов и в форме цветов.

Например, поделку из кусочков пробки, в которых сделали отверстия с помощью шила и вставили в них кленовые «носики»

 

Воспитатель: вот у этого цветка сердцевинка сделана из пробки, лепестки – из кленовых «носиков».

 

Воспитатель показывает детям цветик – многоцветик.

Воспитатель: у этого цветка сердцевинка – скорлупки грецкого ореха, скрепленные  с помощью пластилина. К этому же пластилину прикреплены разноцветные перышки и стебелек из проволоки. Посмотрите, какой получился цветик – многоцветик .Его можно поставить в вазу, и он будет долго украшать вашу комнату или нашу группу в  детском саду.

 

Воспитатель показывает детям засушенные цветы на картоне.

Воспитатель: А вот эти цветы – самые простые в изготовлении. Засушенные календулы и цинии красиво расположены на подходящем листе картона, листочки сделаны их засушенных листьев. Букет дополнен сухими травами.

 

Воспитатель показывает 1 – й букет на картоне.

 

Воспитатель: Вот этот букет тоже наклеен на картон. Но цветы сделаны из кусочков цветной бумаги, фольги, поролона, выкрашенного в нужный цвет.

 

Воспитатель показывает 2 –й букет на картоне.

 

Воспитатель: Вот эта аппликация «Букет цветов» сделана на листе картона из семян арбуза, тыквенных семечек, пластилина и разноцветных перьев.

 

Воспитатель показывает букет из семян и перьев.

 

Воспитатель: А теперь подумайте, какие цветы вы хотите сделать. Подумайте, какие материалы вам для этого понадобятся. Если у вас возникнут трудности с соединением разных материалов, посоветуйтесь с друзьями или со мной.

 

Часть 2. Выполнение работы.

 

 

Дети создают задуманную композицию

Под негромкую красивую музыку. По окончании работы воспитатель

Просит каждого ребенка рассказать о своем букете.

 

Воспитатель: Ребята, какие оригинальные поделки у вас получились. Расскажите нам о них.

 

Дети рассказывают о своих поделках.

Воспитатель: Вы – умнички! Такие цветы никогда не завянут и будут радовать нас круглый год.

 

Примечание. Чтобы провести диагностику развития социальных навыков, в рамках этого занятия воспитатель может предложить детям разделиться на подгруппы, обсудить замысел, подобрать нужные материалы, распределить работу, составить единый букет.

Так как данное занятие предусматривает большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия.

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения